Таинства, требы

Ситуации, в которых нам требуется Божия помощь, многообразны. Зная потребности человека, Православной Церковь составила ряд специальных священнодействий, обрядов и молитвословий, которые получили название треб, – так как совершаются “по требованию” верующих.

Все Таинства Святой Церкви (кроме таинств евхаристии и священства) – являются важнейшими из треб, они наполняют нас живой верой, дают благодатную поддержку.

Необходимым условием для совершения и действенности Таинства является присутствие:

объективной стороны Таинства, которая состоит в его совершении правильно поставленным священнослужителем, соблюдающим определенную внешнюю форму и словесную формулу Таинства. При соблюдении объективной стороны совершенное Таинство будет действительным;

Таинства Церквисубъективной стороны Таинства, которая заключается во внутреннем настроении и расположении человека, прибегающего к нему. Для человека, имеющего твердую веру и благоговение, совершенное Таинство будет действенным. Впрочем, смиренно сознаваемая нетвердость веры, – это далеко не то, что упорное неверие. Ведь, по большому счету, только такое неверие и может являться средостением между Богом и человеком.

Не является условием для действительности Таинства наличие заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих Таинства. Грешный человек должен сознавать великое значение и важность Таинства и иметь искреннее желание и готовность принять его.

При отсутствии же такого внутреннего настроя обращение человека к Таинству послужит ему лишь к осуждению (См.: 1 Кор. 11; 26–30).

Правильно совершённые и воспринятые Таинства сообщают благодать всей психофизической природе человека и производят глубокое воздействие на его внутреннюю, духовную жизнь.

Таинства Православной Церкви делятся на:

1) неповторяемые – Крещение, Миропомазание, Священство;
2) повторяемые – Покаяние, Причащение, Елеосвящение и, при определённых условиях, Брак.

Кроме того, Таинства делятся ещё на две категории:

1) обязательные для всех христиан – Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение;
2) необязательные для всех – Брак и Священство.

Крещение

Крещение — есть Таинство духовного рождения, именно поэтому оно возможно лишь единожды. Крещение есть принятие человека в лоно Церкви, только после него человек может приступать к Церковным Таинствам.

Крещение младенцаА потому как родится человек однажды, то и таинство крещения над человеком совершается однажды. “Один Господь, одна вера, одно крещение” (Ефес. 4, 4).

Крещение и миропомазание служат подготовительными моментами для вступления в Евхаристическое собрание. Вступление в него открывает возможность жизни в Церкви без которой нет активной принадлежности к ней. Поэтому сами по себе крещение и миропомазание создают только пассивную принадлежность.

Таким образом, таинство воцерковления человека содержит три момента: крещение, миропомазание и Евхаристию. Крещение дает не гарантию спасения, а открывает путь к нему, крещение — это не кинетика, а потенция. Некрещеный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещёный, хотя и может грешить, но властен и не грешить.

Крещение Святого Паисиоса от Агиос АрсенияКрещение является лишь первой ступенью восхождения души к Богу, и если за ним не следует обновление всей жизни, духовное перерождение, решительный отказ от дел «ветхого человека», то оно не приносит и плода.

Если же Крещение было только формальностью, данью традиции или моде, и человек продолжает жить как язычник или неверующий, он лишается всех плодов Таинства, отлучает себя от Христа и извергает себя из Церкви.

Христиане должны помнить, что данный в Таинстве Крещения талант — залог новой жизни, приумножается путем личных усилий, иногда подвигом всей жизни. Иными словами, мы никогда не должны забывать данные при Крещении обеты. Тем не менее уже при самом принятии Святого Крещения в крестившемся человеке совершаются неизгладимые перемены: он освобождается от власти первородного греха, и сатана изгоняется из его сердца…

Подробнее о Крещении »

Елеопомазание

По повелению Божию Самуил помазал на царство Саула, сына Кисова, из колена Вениаминова, блистательному воину, превосходившему всех мужей своего народа как статностью, так и храбростью. Пророк возлил на его голову священный елей. И тогда Дух Святой сошёл на Саула, и Саул получил силу свыше управлять народом.

Таинство ЕлеосвященияОдно из имён Спасителя – Христос – что в переводе с греческого означает “помазанник”. Помазание человека елеем (оливковым маслом) в древние времена свидетельствовало о его избрании на служение Богу, о причастности дарам Святого Духа.

Так, Моисей помазал елеем Аарона и сыновей его, которых Бог определил ко священству (Исх. 40,15), Самуил помазал на царство Саула ( 1 Цар. 10, 1), Илия – Елисея на служение пророка (3Цар. 19,15).

Символика елея

Елей с древних времён имел глубокое религиозное значение, которое основывалось на его практическом употреблении. Как и вода, елей имеет три основных символических значения:

1. Символ исцеления. Этот символический аспект находит свое выражение в притче о милосердном самарянине, который, увидев избитого разбойниками, лежащего на дороге человека, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино (Лк. 10; 34).

2. Символ света и радости, связанный с практическим употреблением елея для освещения посредством гарных ламп, светильников и лампад.

3. Символ примирения Бога с человеком. «Некогда в ковчег Ноев голубь принес масличную ветвь – знак Божьего человеколюбия и прекращения потопа», – пишет св. Иоанн Златоуст. В этих словах выражается соответствие такого символического значения елея со святоотеческими представлениями.

После Пятидесятницы, когда Дух Святой сошёл на новозаветную Церковь, елеопомазание стало достоянием всех её членов. В наши дни оно совершается перед купелью крещения и во время всенощных бдений. Крещальное помазание лба, груди, ушей, рук и ног имеет несколько смыслов.

Во-первых, оно знаменует соединение со Христом, подобно соединению дикой ветви с плодоносной маслиной, во-вторых, говорит об умирании для греха, ибо раньше усопших намащали елеем; в-третьих, придаёт силы для дальнейшей борьбы с грехом по подобию античных борцов, перед схваткой мазавших тело.

При этом действии священник произносит: “Помазуется раб Божий (имя) елеем радования, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь”.

Миропомазание

Миропомазание (греч. Миро – благовонный елей) — есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие (способствующие росту) и укрепляющие в жизни духовной.

За всенощным бдением накануне праздника бывает над всеми молящимися в храме как благословение, напутствие на дальнейшие подвиги. Оно творится с молитвенным призыванием того, кому совершается служба.

Таинство МиропомазанияОднако от простого елеопомазания необходимо отличать таинство помазания освященным миром. Это есть таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни.

Святое Миро — благовонный состав из множества веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и др.). Обилие составляющих – символ многоразличности христианских добродетелей. Его приготовляли и освящали апостолы Христовы, а затем епископы древней Церкви. От них Миро получали священники, которые стали использовать его при совершении таинства Духа Святого, с тех пор называемого Миропомазанием.

Таинство Миропомазания состоит из двух священнодействий, разделяемых временем и местом их совершения:

1. Приготовление и освящение Мира, совершаемое раз в несколько лет.

2. Помазание освященным Миром новокрещённого, совершаемое священником непосредственно после Таинства Крещения.

Несмотря на видимую разделённость этих священнодействий во времени и месте их совершения, между ними существует та же внутренняя органическая связь, что и между двумя частями Таинства Евхаристии: преложением Святых Даров и причащением ими православных христиан.

Цель совершения Таинства

Протоиерей Александр Шмеман поясняет, что именно получает человек в Таинстве Миропомазания: «…особенность этого Таинства заключается в том, что оно сообщает человеку не какой-нибудь частный дар или какие-то дары Святого Духа, а Самого Святого Духа как дар. Дар Святого Духа, Святой Дух – дар! Можем ли мы проникнуть в неизреченную глубину этой тайны, выразить её в богословских понятиях? Можем ли мы понять, что исключительность этой нашей личной Пятидесятницы состоит в том, что мы получаем как дар Того, Кого Христос и только Христос имеет по природе: Святого Духа, сообщенного от века Богом Отцом Своему Сыну».

Таинство исповеди и покаяние

Покаяние – это такое таинство, в котором искренне исповедующийся в своих грехах получает прощение от Самого Бога и благодать и силу не грешить вновь.

Для получения прощения (разрешения) грехов от кающегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.

Исповедь и покаяниеОднако трудно осознать свою вину, а еще труднее признать ее вслух, открыто и искренне при свидетеле. Здесь нужно подлинное мужество, за которое не получишь ни ордена, ни медали…

Покаяние — есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.

Это Таинство называют вторым Крещением. В современной Церкви оно, как правило, предшествует Таинству Причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, поскольку приготавливает души кающихся к участию в этой Великой Трапезе.

Необходимость в Таинстве Покаяния связана с тем, что человек, ставший христианином в Таинстве Крещения, омывшем все его грехи, продолжает грешить по немощи человеческого естества. Эти грехи отделяют человека от Бога и ставят между ними серьезную преграду. Может ли человек преодолеть этот болезненный разрыв своими силами? Нет. Если бы не было Покаяния, человек не смог бы спастись, не смог бы сохранить обретенное в Таинстве Крещения единение со Христом.

Покаяние – это духовный труд, усилие согрешившего человека, направленное на то, чтобы восстановить связь с Богом, чтобы быть причастником Его Царства. Покаяние подразумевает такое духовное делание христианина, в результате которого совершённый грех становится ему ненавистным. Господь говорит: не хочу смерти грешника (Иез. 33; 11). А грех несет смерть не только телесную, но и, что гораздо важнее – духовную: сделанный грех рождает смерть (Иак. 1; 15). Покаянное усилие человека приемлется Господом как самая большая жертва, самое значимое его каждодневное делание, ибо сказано, что бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15; 10).

В Священном Писании Покаяние является необходимым условием для спасения: если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13; 3). И оно с радостью приемлется Господом и угодно Ему: так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15; 7).

В непрерывной борьбе с грехом, продолжающейся всю земную жизнь человека, бывают поражения и порой тяжкие падения. Но после них христианин должен вновь и вновь вставать, каяться и, не поддаваясь унынию, продолжать свой путь, потому что милосердие Божье бесконечно.

Надо просить у Господа дар – видеть свои грехи, поскольку, по словам апостола Иоанна, Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1; 8, 9). Плод покаяния – примирение с Богом и людьми и духовная радость от открывшейся человеку причастности к жизни Божьей.

Прощение грехов подается человеку через молитву и священнодействие священника, которому от Бога в Таинстве Священства дана благодать прощать на земле грехи. Покаявшийся грешник получает в Таинстве оправдание и освящение, а исповеданный грех полностью изглаживается из жизни человека и перестает разрушать его душу.

Таинство Святого Причащения

Жизнь требует питания для своего поддержания. Господь дарует нам это питание в этом наивысшем таинстве, по-гречески Евхаристии, что значит “благодарение”.

Таинство причащения Тела и Крови ХристовыхВ причащении мы вкушаем под видом хлеба и вина Тело и Кровь Самого Господа Иисуса Христа и так Бог становится частью нас, а мы – частью Его (причащаемся, одним целым с Ним, ближе чем самые родные люди, а через Него – одним телом и одной семьей со всеми членами Церкви, теперь нашими братьями и сестрами).

Христианин – это не просто теоретически верующий человек. Это человек, который находится в благодатном, говоря более понятным современным языком – энергетическом единении с Богом.

Для древних христиан сама мысль о том, что можно называться христианином и не причащаться, казалась абсурдной. Христиане собирались для совершения Литургии, для того? чтобы причаститься даже под угрозой смерти; человека, который две-три недели не причащался, отлучали от Церкви!

Есть в современной медицине такая операция: человеку переливают его же собственную кровь. Её пропускают через фильтры, очищают от вредных веществ насыщают необходимыми полезными компонентами и снова вливают человеку.

Нечто подобное совершает с нами и Христос. Две тысячи лет тому назад Бог воплотился, принял наше человечество. Очистив его от греха, проклятия и смерти, преобразив, Он подает нам его же в Таинстве причащения. И мы, причащаясь, получаем исцеление. Получаем возможность изменить, исправить свою жизнь. Исцелить свою человеческую природу. И, таким образом, получаем возможность спастись.

В Священной Евхаристии верующим подается священное «лекарство бессмертия», как говорил священномученик Игнатий Богоносец, «противоядие, чтобы не умирать». Бог сделал человека существом материальным. Вот почему Он использует такие материальные вещи, как хлеб и вино, чтобы вложить в нас новую жизнь.

В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства:

Причащение — есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную.

Приготовление Святых Даров для Причащения совершается на Евхаристии (греч. благодарение), почему это Таинство и имеет двойное название – Причащение, или Евхаристия.

Причащение (Причастие, принятие Святых Тела и Крови Христовых) – это такое Таинство, при котором православный христианин не символически, а реально и живо соединяется со Христом Богом в той степени, в какой он подготовлен к этому. Чем лучше верующий человек подготовит себя к личной встрече с Богом, тем благодатнее она будет.

Образ этого соединения непостижим для рационального восприятия, как непредставима тайна преложения хлеба и вина в Пречистые Тело и Кровь Христову: «Веруем, что в сем священнодействии предлежит Господь наш Иисус Христос, не символически, не образно, не преизбытком благодати, как в прочих Таинствах, не одним наитием, как это некоторые Отцы говорили о Крещении, и не чрез “проницание” хлеба, так, чтобы Божество Слова “входило” в предложенный для Евхаристии хлеб существенно, как последователи Лютера довольно неискусно и недостойно но изъясняют: но истинно и действительно, так что по освящении хлеба и вина, хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое истинное Тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, седит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную Кровь Господа, которая, во время страдания Его на Кресте, излилась за жизнь мира. Еще веруем, что по освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое Тело и Кровь Господа, под видом и образом хлеба и вина» («Послание восточных патриархов»).

Для верующих факт действительного преложения хлеба и вина, принесенных на Литургию, в Тело и Кровь Христову — несомненен. В том же «Послании восточных патриархов» говорится о Таинстве Евхаристии следующее: «Веруем, что в каждой части до малейшей частицы преложенного хлеба и вина находится не какая-либо отдельная часть Тела и Крови Господней, но Тело Христово, всегда целое и во всех частях единое, и Господь Христос присутствует по Существу Своему, то есть с Душой и Божеством, как совершенный Бог и совершенный человек.

Потому хотя в одно и то же время бывает много священнодействий во вселенной, но не много Тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно, одно Тело Его и одна Кровь во всех отдельных церквах верных. И это не потому, что Тело Господа, находящееся на Небесах, нисходит на жертвенники, но потому, что хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквах и по освящении претворяемый и прелагаемый, делается одним и тем же с Телом, сущим на Небесах. Ибо всегда у Господа одно Тело, а не многие во многих местах. Потому-то Таинство это, по общему мнению, есть самое чудесное, постигаемое одной верой, а не умствованиями человеческой мудрости, суетность и безумие изысканий которой о Божественном отвергает эта Святая и свыше определенная за нас Жертва».

Таинство соборования

Таинство соборования или елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (оливковым маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Оно называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько (семь) священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.

Таинство СоборованияТаинство елеоосвящения восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа “власть исцелять болезни”, “многих больных мазали маслом и исцеляли” (Мк. 6.13). Наиболее полно сущность этого таинства раскрыта апостолом Иаковом в его Соборном послании: “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5, 14-15).

В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Елеосвящение — есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Другое название Таинства Елеосвящения – Соборование, потому что по древнему обычаю оно совершается собором семи священников, которых апостол Иаков заповедал собирать для совершения Таинства. Но в случае необходимости Таинство может быть совершено и одним священником. Таинство Елеосвящения называется ещё «Святым елеем», «Елеопомазанием» и «Молитвомаслием», а также «Маслособорованием», – по собранию, «собору» пресвитеров, его совершающих.

Если в результате всех священнодействий Таинства человек не получает видимого исцеления, это не значит, что Соборование не имело результатов. По слову преподобного Ефрема Сирина, «Всеми возможными способами Бог показывает, что Он милостивый Податель благ. Он одаривает нас Своей любовью и являет нам милосердие Свое. Поэтому и не отвечает ни на одну неправильную молитву, исполнение которой принесло бы нам смерть и гибель. Однако и в этом случае, отказывая в просимом (например, в непременном исцелении от телесных болезней через Таинство Елеосвящения), не оставляет нас без весьма полезного дара (через болезнь и Таинство сугубо очищая душу человека). И тем самым, что устраняет от нас вредное, уже отверзает нам дверь щедрот Своих».

Основными моментами видимой стороны Таинства Елеосвящения являются:

  • семикратное помазание освященным елеем частей тела больного (чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук). Каждое из семи помазаний предваряется чтением Апостола, Евангелия, краткой ектеньей и молитвой об исцелении больного и прощении его грехов;
  • молитва веры, произносимая священником при помазании болящего;
  • возложение на главу больного Евангелия письменами вниз;
  • разрешительная молитва от грехов.

Невидимое действие благодати Божьей, подаваемой в Таинстве Елеосвящения, состоит в том, что:

  • больной получает исцеление и подкрепление к перенесению болезней;
  • ему прощаются забытые и неосознаваемые грехи.

Венчание

Венчание или брак – есть таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Таинство ВенчанияБрак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, “благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею”(Быт. 1, 28).

Каждое таинство – это обновление человека, как бы новое его рождение. И в таинстве венчания человек тоже рождается заново, но уже не один, а в семье. Ведь в христианском браке двое становятся одной душой и одной плотью во Христе.

Александр Васильевич Суворов потому и умножил славу русского оружия, что известные слова полководца: «Целомудрие моей дочеридороже мне жизни и собственной чести», — были не только словами любящего отца. Они свидетельствовали о глубинной несокрушимости его духа.

Потому и непобедима была суворовская армия, что жила по евангельским заповедям, составляя единое духовное целое со своим полководцем. Она могла всегда бесстрашно идти на смерть «За Бога, Царя и Отечество!». И этим крепка была наша держава, в которой так жил и веровал православный народ.

Как важно нам сегодня прикоснуться душой к этой патриархальной целомудренности, верно хранящей благочестивые обычаи своих предков. Они строили свою жизнь по слову Божьему. Тогда с житиями святых не расставались ни деды, ни внуки.

Духовное наследие святых отцов и учителей Церкви было источником сокровенных раздумий о себе и о жизни. Животворящее слово Священного Писания и Священного Предания мыслилось как нетленное сокровище духа.

Так и современное пастырское слово исследует и поверяет нашу быстротекущую и изменчивую жизнь вечным словом Божиим, которое руководит священником, всегда находящимся в эпицентре человеческих проблем. Для этого ему, подобно апостолам, открыты «глаголы вечной жизни»…

Для церковного венчания жениху и невесте необходимо выбрать день для совершения таинства венчания и предварительно договориться со священником. Надо знать, что браковенчание совершается в особые, установленные церковью, дни – в понедельник, среду, пятницу и воскресенье. Исключение составляет дни накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников. А также в продолжение всех постов: Великого, Петрова, Успенского и Рождественского.

В продолжение Святок – от 7 января до 20 января, во время Масленицы, а также в течение Светлой седмицы; накануне и в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября; накануне и в праздник Воздвижения Креста Господня – 27 сентября.

Само венчание является отдельной службой, совершаемой в церкви после литургии. В тот же день или накануне жених и невеста приобщаются Святых Христовых Тайн с тем, чтобы приступить к таинству венчания в чистоте духовной.

“Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия — есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией!» – свидетельствует пастырь Божий святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Для жениха и невесты, готовящихся к созданию новой семьи,— домашней церкви — пребывание на Божественной службе, особенно в такой для них день, самое лучшее духовное укрепление. Ведь Сам Господь принимает их на своем брачном пиру, которым является Святая Евхаристия. Не случайно в Евангелии Царство Небесное не единожды уподобляется браку и брачному пиру.

* * *

Кроме того, к основным требам также относят: молитвы о живых, об усопших, водоосвящение, освящение предметов и пищи.

Панихиды относятся к заупокойным требам. Они совершаются только по крещеным людям. Нельзя отпевать самоубийц.

Панихида (отпевание усопшего)Бог сотворил нас для райского блаженства и бессмертия, но человек отверг бесценный дар Господа. Грехопадение, которое совершили Адам и Ева обрекло все человечество на тление и смерть. Святой Апостол Павел говорил о том, что вместе со грехом смерть вошла в мир. Человек поражен смертью, как болезнью.

Но Господь милостив. Чтобы спасти человечество, Он послал в мир Сына Своего Единородного — Господа нашего Иисуса Христа. Претерпев страдания и смерть за грехи человечества, Спаситель заключил новый союз человека с Богом, открывающий нам путь на Небо через символ победы над смертью — Крест Господень.

У нас есть надежда на вечную жизнь с Богом, а смерть для православных — лишь начало нового пути. «Для меня жизнь — Христос, а смерть — приобретение», — говорил Апостол Павел.

По­мо­лить­ся об усоп­ших мож­но в лю­бом ме­сте, в лю­бое удоб­ное вре­мя – а уж осо­бен­но в хра­ме Бо­жи­ем. Но сде­лать доб­рое де­ло и по­про­сить, чтобы по­мо­ли­лись об упо­ко­е­нии ра­ба Бо­жье­го имя­рек ― вот са­мое луч­шее про­ве­де­ние Ра­до­ни­цы.

Итак, смысл тра­пезы ― это ми­ло­сты­ня, наш по­ход на клад­би­ще ― для мо­лит­вы. А у нас по­лу­ча­ет­ся, что та­кие «по­хо­ды» пре­вра­ти­лись в бес­смыс­лен­ную тра­ди­цию, ко­гда не все по­ни­ма­ют ее смыс­ла и пред­на­зна­че­ния. Для че­го это всё? По­ход на клад­би­ще имен­но в пас­халь­ные дни не име­ет смыс­ла. Цер­ковь для все­го уста­нав­ли­ва­ет своё вре­мя: вре­мя по­ми­нать усоп­ших, и вре­мя ра­до­вать­ся по­бе­де над смер­тью. Пас­халь­ная сед­ми­ца ― это по­бе­да над смер­тью, и да­же в цер­ков­ном уста­ве ска­за­но, что ес­ли на пас­халь­ную сед­ми­цу вы­па­да­ет тре­тий, де­вя­тый или со­ро­ко­вой день пре­став­ле­ния усоп­ше­го, по­ми­на­ние пе­ре­но­сит­ся. Мо­лит­ва, ми­ло­сты­ня, воз­дер­жа­ние от язы­че­ских обы­ча­ев ― вот это ос­нов­ное.

Освящение

Освящение колесницыЦерковь своими последованиями освящает весь уклад человеческой жизни, в том числе те предметы, которыми пользуемся, и ту пищу, которую вкушаем. Освящение пищи бывает по определенным дням, например, накануне Пасхи освящаются куличи и яйца, а в праздник Преображения – яблоки и другие фрукты.

Существует чин освящения дома, колесницы(машины). Об этих требах надо договариваться лично со священником, чтобы он совершил их в удобное время. Военнослужащим весьма полезно освящать свое оружие.

Освящение квартиры и машины – пожалуй, одна из самых распространенных треб в наши дни. Просят освятить разные люди, по разным причинам, с разным отношением к происходящему. Кто-то хочет, «чтобы всё было хорошо», у кого-то «барабашки завелись» или «покойники снятся». Есть и такие, которые понимают, что освящение квартиры, равно как и всякой вещи, – это не универсальное решение проблем, а Божие благословение.

  • Освящение жилищаОсвящение – это не универсальное решение всех проблем Вашей жизни. Освящение какой-либо вещи – это посвящение ее Богу, т.е. мы должны стремиться служить Богу с помощью этой вещи. Если это квартира, то жить в ней по-христиански, если машина, то постараться помочь ближнему и т.д.
  • Первое, что надо освятить – самого себя. Все мы, православные христиане, призваны к святости. Жить нормальной духовной жизнью: исповедоваться, причащаться – это главная задача православного человека, а затем уже идет освящение всех материальных предметов.
  • Освящение материальных предметов должно быть. Православный человек должен стремиться освящать свое жизненное пространство, конечно же, в пределах разумного.
  • Любое благословение – это призыв Бога к человеку. Господь посылает Свою благодать, освящает материальные предметы, но призывает, чтобы человек сам шел к Нему навстречу.
  • Христианское освящение несовместимо с язычеством в любой его форме. В доме и в машине у православного христианина не может быть никаких языческих символов: ни подковок, ни домовых, ни знаков Зодиака. Все это несовместимо с православием.
Молебны

Молебны – это усиленное моление о живых людях, они бывают общие и частные (заказные). Заказные молебны совершаются священником по просьбе молящихся, а общие (например, благодарственные) – обычно по окончании литургии.

Смотрите также:

 

 

Комментирование запрещено