История Русских Патриарших приходов в США

Первые православные приходы в Северной Америке

История возникновения Патриарших приходов в США восходит к созданию в 1794 году монахами Валаамского монастыря первой православной миссии на территории Северной Америки. Возникшая их трудами епархия с 1872 года имела свой центр в Сан-Франциско.

Свято-николаевский патриарший собор г. Нью-ЙоркВ 1905 году этот центр был перемещён архиепископом Тихоном в новый Нью-Йоркский Николаевский собор.

С 1907 года единственная православная епархия Американского континента именовалась Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской, охватывала всю территорию США и Канады и насчитывала около сотни приходов и десятки тысяч верующих.

Этот период истории связан с именами ряда святых, прославленных впоследствии Православной Церковью: святители Тихон Патриарх Московский и Иннокентий Московский, священномученики Ювеналий Аляскинский, Александр Хотовицкий и Иоанн Кочуров, праведный Алексий Уилкс-Баррейский, преподобный Герман Аляскинский, мученик Пётр Алеут.

Разрыв с Церковью в России

После Октябрьской революции 1917 года в России, сношения с высшей церковной властью в Москве оказались весьма затруднёнными. С 1924 года многие приходы Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Северной Америке, возглавляемые митрополитом Платоном Рождественским, пребывали вне общения с Московским Патриархатом и сформировали то, что стало известно под наименованием «Северо-Американский Митрополичий округ» или «Северо-Американская Митрополия». Часть русских приходов перешла под управление Русской Зарубежной Церкви, часть оставалась верной Московскому Патриархату в особенности после назначения в 1933 году в США архиепископа Вениамина Федченкова.

19 декабря 1927 года на заседании «Синода епископов американских диоцезий Русской Православной Церкви» была издана грамота о учреждении новой церковной структуры — «независимой автономной и автокефальной» Американской Церкви во главе с Платоном Рождественским.

Учитывая неоднократные срывы переговоров и нежелание вести диалог со стороны неканонической структуры, священноначалие Московского Патриархата несколько раз накладывало на митрополита Платона и на его преемников канонические прещения, что, однако, не помогало возвращению ушедшей в раскол епархии.

Патриаршие приходы в США и в Канаде

Томос об автокефалии Православной Церкви в Америке устанавливал её юрисдикцию в пределах североамериканского континента, включая Гавайские острова, за исключением территории Мексики п. 7 Томоса. В юрисдикцию ПЦА не вошли также все приходы и клир Американского экзархата РПЦ на территории США и Канады, которые пожелали остаться в ведении Патриарха Московского пп. 3-6 Томоса:

  • 43 прихода, входившие в состав экзархата РПЦ в США, а также Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке, статус которого оговаривался отдельными пунктами Томоса и соглашения о автокефалии пп. 3-4 Томоса и статья V Соглашения, преобразовывались в Патриаршие приходы в США.
  • Приходы РПЦ, составлявшие Канадскую епархию РПЦ, с этого момента преобразовывались в Патриаршие приходы в Канаде.

Главным среди Патриарших приходов в США стал Николаевский собор в Нью-Йорке.

Согласно томосу об автокефалии ПЦА, те из Патриарших приходов в США или Канаде, которые желают перейти в состав ПЦА, могут сделать это по двустороннему согласию п. 9.

Десятый пункт томоса стал основанием для принятия в 2007 году в юрисдикцию Московского Патриархата по подписании Акта о каноническом общении множества приходов Русской Зарубежной Церкви, продолжающих находиться на канонической территории ПЦА со статусом Самоуправляемой Церкви.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *